Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук

1. Разработка многофункционального облачного сервиса для реализации проекта социальная карта ребенка

При финансовой поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в 2012–2013 гг. были выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по проекту: «Разработка многофункционального облачного сервиса для реализации проекта социальная карта ребенка»


Результаты выполнения НИОКР

Разработана и сконструирована программно-аппаратная система, обеспечивающая доступ к сервисам, востребованным в образовательном процессе. Создан и выпущен программный комплекс «Электронная проходная», функционирующий в облаке, который позволяет фиксировать реальную явку в образовательное учреждение.
Используемые технологические решения:

  • web-технологии;
  • язык программирования php;
  • серверы баз данных;
  • платформа «1С:Предприятие 8.2».

Программный комплекс представляет собой единый web–портал, который объединяет разработанные и развернутые в облаках сервисы. Для каждого образовательного учреждения организована интеграция базы данных с сайтом личных кабинетов учащихся, размещенных на web–портале, доступ к которым осуществляется через Интернет.

Внедрение программного комплекса «Электронная проходная» в г. Иванове проходило в рамках проекта «Электронная карта школьника», которая является основным связующим звеном для интеграции сервисов, ежедневно востребованных в образовательном процессе:

  • Информирование родителей об успеваемости учащихся, домашних заданиях с использованием веб-дневника;
  • Информирование о времени входа/выхода учащегося в образовательное учреждение, с возможностью оповещения родителей по sms-рассылке;
  • Информирование о питании ребенка в школе (что ел, на какую сумму) с возможностью оповещения родителей по sms-рассылке.

Коммерциализация

Разработка «Электронной проходной» выполнена на платформе «1С:Предприятие 8.2», что позволило решить задачи различной степени сложности – от автоматизации одного рабочего места до создания нескольких рабочих мест в условиях одновременной и интенсивной работы большого количества пользователей. Программный комплекс прошел сертификацию фирмы «1С» и получил сертификат «Совместимо! Система программ «1С:Предприятие»» и затем был выпущен на линейке продаж коммерческой сети фирмы «1С» и ее партнеров под торговой маркой «1С:Школьная проходная».

Для успешного внедрения программного комплекса в регионах привлекаются входящие в состав сети сертифицированные фирмой «1С» центры компетенции по образованию (ЦКО). Они предоставляют общеобразовательным учреждениям и органам управления образования широкий набор необходимых услуг по установке, внедрению и сопровождению программ.

Таким образом, существует реальная помощь по внедрению непосредственно на местах, когда образовательное учреждение может пригласить к себе специалиста для внедрения и сопровождения программного комплекса учета реальной явки в образовательное учреждение и «облачного сервиса».

География внедрений

  • г. Иваново
  • Ивановская область
  • Калужская область
  • г. Владимир
  • г. Ростов-на-Дону
  • Якутия (республика Саха)

Результаты внедрения в г. Иваново

Непосредственно в Иваново в образовательных учреждениях организовано 267 рабочих мест, в том числе:

  • 52 АРМ сотрудника поста охраны;
  • 52 АРМ сотрудника, ответственного за работу электронной проходной;
  • 34363 «Личных кабинетов» на web–портале для доступа к востребованным в образовательном процессе сервисам.

Выполняемые работы в рамках внедрения проекта:

  • сопровождение баз данных во всех образовательных учреждениях области и сайтов личных кабинетов по предоставлению электронных сервисов;
  • обеспечение постоянной работоспособности:
    • АРМ сотрудников поста охраны;
    • АРМ сотрудников, ответственных за работу проходной;
    • web–портала «Личных кабинетов».

Отзывы о внедрении

Михаил Мень,
губернатор Ивановской области
Универсальная карта школьника помогает прививать ученикам навыки пользования электронной платёжной системой, а родителям – быть в курсе финансовой деятельности своих детей. Уже можно сказать о том, что пилотный проект состоялся.
Юферова Е.А.,
начальник управления образования Администрации г. Иваново
Благодаря тесному сотрудничеству с управлением информатизации Ивановской области нам удалось построить дорожную карту трансляции этого проекта, и в настоящее время уже решен вопрос о выпуске электронной карты школьника для всех школьников города Иванова. Впоследствии мы планируем включить в проект другие сервисы: учет занятости ребенка во внеурочное время, читательский билет, возможность оплаты за общественный транспорт.
Источник: Всероссийская газета «Современная школа России» № 6 (25), июнь 2013
Писарева Н.Ю.,
директор лицея № 21 г. Иваново
  • Повышена система безопасности учащихся и сотрудников школы.
  • В начале учебных занятий и в течение дня классный руководитель имеет возможность видеть, кто из детей отсутствует.
  • Контроль посещаемости и успеваемости учащихся осуществляется как со стороны администрации, так и со стороны родителей – происходит постоянное информирование родителей о школьных событиях и мероприятиях, взаимодействие родителей и педагогов стало более тесным.

Мы переживали, как воспримут родители нововведение. Думали, что процентов 5-6 будут занимать принципиальные позиции. Но сейчас это 100% востребовано родителями.


2. Новый проект в области автоматизированных систем поддержки учебного процесса

Общая информация

Название проекта:
«Разработка системы организации адаптивного тестирования школьников, оценивающей тип и степень одаренности в области математики»

Актуальность выполнения работ в данном направлении обусловлена особым интересом со стороны государства к проблемам математического образования, выявления и развития одаренных детей.

Целью проекта является разработка системы организации адаптивного тестирования школьников, оценивающей профиль и степень одаренности в области математики, направленной на модернизацию математического образования в современной школе.

В рамках проекта предусматривается:

  1. Создание Среды разработки материалов для адаптивной оценки типа и степени одаренности в области математики.
  2. Интеграция Среды с системами управления учебным процессом для проведения адаптивного тестирования и дальнейшей работы с одаренными детьми.

Нормативные документы

  1. Концепция развития математического образования в Российской Федерации
  2. Приказ Минобрнауки России от 03 апреля 2014 г. № 265 «Об утверждении плана мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р»
  3. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов
  4. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 –2020 годы

Динамика проекта

В рамках работы над проектом в ходе решения его научно-методических задач выполнены работы по разработке методики оценки профиля и степени одаренности в области математики:

  • разработана интегрированная модель научно-методического обеспечения организации образовательно-воспитательного процесса одаренных детей, представленная в виде сложного многоуровневого образования, включающего в себя особенности познавательной деятельности, характер смыслообразования и уровень обобщенности знаний, представленных в индивидуальном опыте;
  • на основе системного анализа различных состояний построенной модели выделена типология одаренности; определение уровня и типа одаренности по отношению к тому или иному ребенку дает возможность выбрать и реализовать доминирующее направление ее развития; указанные направления конкретизируются применительно к различным возможным конфигурациям структуры одаренности школьника;
  • разработана комплексная модель развития одаренности, включающая в себя цели, содержание обучения, методическое обеспечение учебного процесса и качественные личностные характеристики ученика, в числе которых выделены интенциальный, компетенциальный и когнитивный компоненты;
  • показано, что эффективность реализации построенной модели развития одаренности в учебно-воспитательном процессе обеспечивается выделенным комплексом педагогических условий организации процесса обучения и развития одаренных детей, сформулированных в виде принципов: обеспечения языковой парадигмы; эвристической основы обучения; генерализации; вариативности; компьютерной поддержки; незамкнутости; открытости; равновесия; «борьбы противоположностей»; потенциальной диалогичности; адекватного контроля;
  • раскрыто дидактическое сопровождение такого процесса, включающее в себя рекомендации по отбору содержания и методов его представления для одаренных детей; в качестве основного среди этих методов рассматривается поисково-исследовательский метод, обладающий наибольшим когнитивным и мотивационным потенциал, показано, что данный метод может быть реализован на примере поисковой работы по составлению и решению одаренными школьниками цепочек нетривиальных математических задач.